Герои асфальта. Рубенс Баррикелло

14.05.2012

В прошлом году этот пилот преодолел исторический рубеж - 300 гонок. Много было споров о том, на каком именно этапе это произошло, поскольку есть много вариантов подсчета - сейчас это уже не важно. Важно то, что такой показатель будет преодолен (только взгляните на возраст сегодняшних новичков), но это произойдет очень не скоро. Рубенс не добился лишь одной, но самой важной цели - ему так и не покорился Чемпионат мира. У него были прекрасные машины, но в те годы на пути ставал напарник. Если в случае с Феррари многое можно было предугадать, то проигрыш Баттону объяснить сложнее.

Тем не менее, и без этого герой асфальта добился многого и может добьется еще большего - кто его знает?

Рубенс Гонсалвеш Рубиньо Баррикелло родился 23 мая 1972 года под Сан-Паулу. Любовь к гонкам ему передалась по крови - семья была одержима гонками, а его мать, по одной из легенд, побывала на одной из гонок, когда была на восьмом месяце беременности. Кроме этого у Рубиньо (у его отца было то же имя, так что уменьшительное от его имени вполне употребимо) были и более материальны ресурсы - в возрасте шести лет он проехал свои первые круги на дедовском карте.

Но просто так Рубенс ничего не получал. Дедушка был довольно строгим и поощрял своего внука лишь тогда, когда тот приносил хорошие отметки со школы. Чуть позже Рубенс будет говорить о том, что за это чрезмерно благодарен деду - наука была совсем не лишней в становлении личности будущего пилоты Формулы-1. А после первых заездов пришли и успехи - Баррикелло стал пятикратным чемпионом страны и штата Сан-Паулу. Такие успехи не мог не заметить его знаменитый земляк - Айртон Сенна. Именно Волшебник помог ему в гоночном росте - в 1987 году Баррикелло выступал в Чемпионате мира по карту и занял там девятое место. Этого не случилось бы, если бы финансовую помощь не оказал Айртон.

Тем не менее, с карта нужно было спрыгивать и переходить в более высокий класс. Следующей ступенькой стал южноамериканский чемпионат Формулы-Форд, перед началом которого произошел забавный случай. Рубенс при помощи семьи наскреб деньги на не самый хороший карт и на нем должен был начать свои выступления. При транспортировке карт выпал из трейлера организаторов и Рубенсу должны были найти замену - это был совершенно новый карт, на котором бразилец финишировал на третьем месте.

Следующим шагом Рубенса стал, конечно же, переезд в Европу. Денег было не много и бразилец вынужден был жить в трейлерах команд, за которые выступал, но результаты были. Также забавляло то, что у подростка еще не было водительских прав и ситуацию спасало лишь то, что у его отца было то же имя и он родился в тот же день - Рубиньо таскал в кармане права отца. Но на такой обман пойти стоило, поскольку в 1990 году бразилец стал чемпионом Формулы-Опель, а следующий сезон начал в британской Формуле-3 и добился того же.

После Формулы-3 в те времена пилоты частенько прыгали в Формулу-1, но Баррикелло повременил с таким решением (может потому, что не было вариантов) и провел следующий сезон в Формуле-3000, где стал третьим. А вот после этого нельзя было отлаживать дело в долгий ящик и тут как раз пригодился Эдди Джордан, который и подписал с ним контракт.

Первый сезон в Формуле-1 бразилец провел очень уверенно. Конечно, такая машина не могла обходится без технических проблем - Рубенс досрочно заканчивал гонку очень часто. Но в других случаях все было хорошо и по ходу сезона Баррикелло постоянно улучшал качество своей езды. В конце года он таки сумел добыть свои первые очки, а ведь мог это сделать гораздо раньше. В Донингтоне-93 Айртон Сенна затмил всех, и в их числе оказался Рубенс, который мог финишировать на подиуме, но за несколько кругов до финиша его подвел двигатель.

Такие результаты давали основания полагать, что следующий сезон будет лучше, но начался он с фантастических результатов. На первой гонке в Бразилии Рубиньо финишировал четвертым, но свой личный рекорд он побил уже на следующем этапе - в Аиде он приехал на третьем месте. Тем самым бразилец осуществил свою вторую мечту - подиум. Еще более ценным стали личные поздравления Айтрона Сенны, который подошел к соотечественнику, когда тот только-только вылез из машины.

Что случилось на следующем этапе, знает практически каждый любитель автогонок. Тяжелейший уик-энд в Имоле начался с пятничной аварии Рубенса Баррикелло. Джордан зацепил поребрик и на полном ходу вылетел в слой отработанных покрышек. Бразилец несколько раз отключался и сейчас помнит лишь то, что в больнице рядом с ним находился Сенна, который двумя днями позже покинул этот мир.

Рубенс Баррикелло пишет на своем сайте: Гибель Сенны - самая тяжелая потеря в моей жизни. Он был моим гидом по жизни. На 18-ти прошедших гонках я не знал, что было для меня важнее: то, что я ездил в Формуле-1, или то, что я выступал рядом с Сенной.

Физические травмы, которые перенес Рубенс в Имоле, быстро зажили и уже через две недели он поехал гонку в Монако. Тот сезон больше не приносил громких результатов, но несколько раз удалось приехать на четвертом месте и в итоге Рубенс закончил сезон на высоком шестом месте. В 1994 году его все так же преследовали технические проблемы, но чистые результаты были выше - подиум говорит о многом. Увы, но в следующем году лишь однажды удалось добиться высокого результата: в Канаде Рубенс финишировал вторым, а Ирвайн, его напарник, - третьим. Для Джордана эта гонка стала исключением из правил, поскольку машины все так же редко финишировали.

1996 год стал последним в совместной истории Джордан и Баррикелло. Бразилец стал восьмым по итогам чемпионата, но сходы в 50% гонок не позволили ему добиться большего. В начале следующего сезона Джекки и Пол Стюарт основали свою команду в Формуле-1 - Рубиньо принял их приглашение, поскольку считал, что их союз с Фордом может принести успех.

Увы, но первый год в новой команде прошел очень неудачно - количество доездов сократилось к минимуму, а в очки удалось попасть лишь однажды. Правда, это было второе место в дождливом Монако. На старте гонки многие пилоты не угадали с выбором шин, а бразилец вновь продемонстрировал классную езду в тяжелых условиях и добился места на подиуме. А ведь мог он и выиграть ту гонку - Михаэль Шумахер едва ли не разбил машину в Сен Дево.

Команда Стюарт начала демонстрировать рост после этого первого сезона. В 1998 году успехов было не так много, как хотелось, но все же Баррикелло положил несколько очков в копилку. А вот в следующем сезоне вовсе было все прекрасно. Рубенс не просто часто приезжал на финиш, но и начал добывать неплохие очки. Он трижды финишировал на подиуме и в итоге стал седьмым в чемпионате. Тот сезон должен был стать точкой отсчета, но белая команда прекратила свое существование, приняв условия сделки от Ягуар. А Рубенс убежал в Феррари.

В Маранелло бразилец провел шесть долгих лет. Сложно выделить какой-то сезон отдельно. С одной стороны, Рубенс добился невероятных успехов в Формуле-1, отпраздновав девять побед и множество раз финишировав на подиуме. Этим показателям много кто может позавидовать - даже некоторые чемпионы мира праздновали лишь три победы за карьеру. Но с другой стороны, номером один всегда был Михаэль Шумахер и бразилец частенько уходил на второй план. Безусловно, он помог команде выиграть несколько Кубков Конструкторов, но ситуация была слишком двоякой.

Первое воспоминание с того периода - ситуация в Австрии-2002. В тот день команда буквально отобрала у бразильца победу - это очень плохо и такому поступку нет объяснения (тогда не было явной борьбы за титул). Чуть позже Шумахер вернул долг напарнику, пропустив того на Гран-при США, но это выглядело еще более издевательским. Если у Шуми была такая большая любовь к напарнику, то зачем нужно было устраивать цирк в Шпильберге?

Тем не менее, у Баррикелло сбылась третья мечта - победа. Случилась она в первый же сезон за Феррари, когда Рубенс га Гран-при Германии не захотел менять псевдослик на дождевую резину - соперники поехали на пит-стоп и в итоге потеряли больше времени, чем Рубенс, который страдал на каждом круге. Увы, но и в этой победе был интерес для Шумахера - Баррикелло прежде всего опередил Макларен Хаккинена и лишил того четырех очков. Возможно, именно из-за этого рискнул Рубенс или команда, которая могда дать установку пилоту.

Потом наступил период побед, подиумов, двух вице-чемпионств. Феррари много раз обижали второго пилота, но и Рубиньо должен был быть благодарен - добился бы ли он чего-то, если бы не этот контракт?

В 2006 году на его место пришел другой бразилец - Фелипе Масса, а сам Рубиньо перебрался в перспективную Хонду. Увы, но все вышло наоборот: первый сезон в команде прошел более-менее нормально, но потом был всем провалам провал. Мучения закончились только с уходом Хонды из Формулы-1. Дженсон Баттон и Рубенс Баррикелло оказались в подвешенном состоянии: контракта не было, мест в других командах - тоже. К счастью, Росс Браун оставил костяк команды в гонках, но теперь члены команды выступали под его именем.

События того сезона еще свежи в памяти. Хочется остановиться лишь на том моменте, что у Рубенса был шанс на титул. У него была лучшая машина чемпионата, но она привела к титулу другого пилота. Вернее, другой пилот сумел привести ее к титулу. Дженсон Баттон начал сезон лучше, а в конце продемонстрировал трезвый расчет и оказался победителем. Рубенс же опять обвинял команду в работе на другого пилота, а сам сильно прокололся на родном этапе. Там он добыл поул, но у соперников была чуть лучше тактика и Рубенс вновь не добился успеха в Интерлагосе - чемпионат был проигран.

Ну, а сейчас Рубиньо связан с Уильямс. Первый сезон команда и пилот провели на хорошем среднем уровне: начинать пришлось с раскачки, но закончилось все с постоянной борьбы за очковую зону. А в конце сезона именно огромный опыт Баррикелло позволил ему сохранить место в команде. Сейчас у Фрэнка Уильямса незавидное финансовое положение, но и машину в то же время нужно строить - новички в этом сильно не помогут. Так что пока еще карьера Рубиньо не закончена и, по правде говоря, как-то не представляется чемпионат без него. К счастью, пока над этим думать нет повода - впереди еще минимум один сезон.

Реклама